домой 15 августа 10:28

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

История

В 1991 году начались реформы, коренным образом изменившие нашу страну. Россия стала самостоятельным государством, как и другие республики бывшего Советского Союза. С развалом СССР начали рваться и экономические кооперативные связи, было прекращено госпланирование, по сути, рухнуло централизованное снабжение, оказались разрушены министерства и другие структуры управления хозяйством страны.

В этой обстановке была необходима координация действий между областной властью и предприятиями, которые в большинстве своём ранее подчинялись отраслевым министерствам, а не управлениям облисполкома.

22 ноября 1990 года на организационном собрании был создан Совет хозяйственных руководителей, в состав которого первоначально вошло 40 человек - в основном директора крупных предприятий. Председателем Совета был избран Владимир Иванович Колесников, управляющий «Кировэнерго», сопредседателями – Александр Романович Верба, в то время руководивший Кирово-Чепецким управлением строительства, и Алексей Петрович Логинов, директор свиноводческого хозяйства «Дороничи».

Членами первого президиума СХР были: В.Н. Перваков (объединение им. ХХ партсъезда), А.К. Денисов (Кирово-Чепецкий химкомбинат), Г.А. Мельников (Кировлеспром), В.Т. Фолометов (меховой комбинат им. Октябрьской революции), Ю.И. Парфенов (Кировское отделение ГЖД), А.В. Смирнов (Белохолуницкий машстройзавод), В.С. Куклин (Кировглавснаб), Е.Л. Хоменок (главное планово-экономическое управление облсиполкома).

Исполнительным директором назначили А.А. Лапина, ответственным секретарём – Г.И. Агафонову

УСТАВ Совета был зарегистрирован распоряжением облисполкома от 13 декабря 1990 года № 594-р.

С 1994 по 1998 год Совет хозяйственных руководителей возглавлял Геннадий Петрович Штин, оставивший до этого пост заместителя губернатора. С апреля 1998 года по настоящее время во главе совета стоит Евгений Львович Хоменок.

К тем трудностям, которые были вызваны отсутствием госзаказов, разрывом связей, добавилась всеобщая приватизация и галопирующая инфляция. Поэтому главной задачей Совета хозяйственных руководителей стала задача преодоления всех этих трудностей. В совет каждый шёл именно за советом. Первое время президиум СХР организовывал практические семинары по ценовой политике, вопросам разъяснения законов по приватизации, ибо даже руководители не знали что делать, с чего начинать. Для обучения работе в новых условиях при совете был создан «Клуб деловых людей».

Почти одновременно - в декабре 1991 года - был создан Российский союз промышленников и предпринимателей. Совет хозяйственных руководителей Кировской области вошёл коллективным членом в РСПП. С 1994 года по настоящее время председатель кировского совета является членом правления РСПП (работодателей).

В первые пять-шесть лет после начала реформ самыми насущными были вопросы выживания предприятий. Организационная работа требовала проведения регулярных, не менее 1 раза в квартал общих собраний Совета хозяйственных руководителей и проведения заседаний президиумов не реже раза в месяц.

Для системной консультационной работы 23 августа 1994 года при участии Совета хозяйственных руководителей была создана фирма «Вятка-Академаудит», в задачи которой входили не только аудиторские проверки, но и проведение консалтинга. В постоянной консалтинговой работе этой фирмы находились до 30 предприятий.

В результате аналитической работы и проведения двух реструктуризаций основная часть предприятий области осталась работоспособной. Большую роль в их сохранении сыграла реструктуризация производства, которая наряду с грамотно проведёнными процедурами банкротства позволила сохранить основной профиль предприятий. Примерами могут служить подосиновский деревообрабатывающий комбинат «Полеко», Кирово-чепецкий электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ», кировский завод «Красный инструментальщик», «Союз Вахрушевских предприятий» и ряд других.

Основой работы Совета хозяйственных руководителей все годы была системность. Проведено около 70 общих собраний членов Совета с участием от 70 до 100 директоров. В повестку дня ставились вопросы, важные для конкретного периода.

Например, в 1991 году рассматривались вопросы:
- о предложениях по приватизации государственного и муниципального имущества на территории Кировской области;
- об организации областной товарной биржи;
- о создании малого предприятия «Партнёр». (Кстати, его задачей была организация производства машин и оборудования, запасных частей, нестандартного оборудования и другой продукции для нужд агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, а также оказание коммерческих и посреднических услуг, проведение обменных операций на бартерной и компенсационной основе. С переходом к рыночным отношениям предприятие расформировалось);
- о стабилизации экономики при переходе к рыночным отношениям;
- о финансовом воздействии нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ (на основании предложений комиссии специалистов было принято решение на сессии областного Совета народных депутатов);
- об участии предприятий в создании 12- го канала на ТВ;

В 1992 году Совет хозяйственных руководителей сообща обсуждал проблемы работы железнодорожного транспорта в части обеспечения предприятия вагонами; вопросы о росте картотек на предприятиях; о несвоевременной выплате заработной платы из-за отсутствия наличности в Госбанке; о предпочтительности вариантов приватизации предприятий.

Основными вопросами, предложенными к рассмотрению в 1993 году, были:
- об изменениях и новых правилах в банковско-кредитном деле и налогообложении; о положении дел в экономике области; о ходе приватизации в области (Савин Н. А.Ю заместитель губернатора); о стратегии структурной перестройки в области (Перваков В.Н., заместитель губернатора); о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность (Синцов В.В., гендиректор «Кировского машзавода 1 Мая)).

На основании решений Совета хозяйственных руководителей администрацией области были приняты решения: «Об оставлении 5- процентной выручки на неотложные нужды», «Об освобождении лесозаготовителей от налога на лесовозные машины», «О передаче в счёт долга завода ОЦМ 67,4 тысяч марок для приобретения специального оборудования кардиологическому центру области», «О снижении тарифов на электроэнергию для загородных детских оздоровительных лагерей».

С целью повышения квалификации руководителей на базе ОАО «Митино» был проведён трёхдневный семинар, в котором участвовало 34 директора. Лекции читали представители Экономической академии Минэкономики, Главного управления комитета по приватизации, специалисты области. Программа охватывала вопросы финансовой стабилизации, фондового рынка, приватизации, инвестиционных программ, новых методов финансовой деятельности. Семинар завершился обсуждением за «круглым столом».

В 1994 году Советом хозяйственных руководителей решались вопросы снижения налоговой нагрузки на предприятия лесного комплекса и оставления в их распоряжении от 30 до 50 %% выручки, в том числе на выплату заработной платы. Была создана общественная комиссия для анализа тарифов на энергоресурсы, предложения приняты РЭК. В этом же году началась работа трехсторонней согласительной комиссии между администрацией области, профсоюзами и работодателями по социально- экономическому партнёрству.

В 1995 году с участием Совета хозяйственных руководителей начата передача жилищного фонда предприятий на баланс местных органов власти (Верхнекамский фосфоритный рудник, Кировский биохимзавод, завод «Маяк). Из-за недостаточности средств на единовременный перевод жилья с баланса на баланс с руководством г. Кирова были начаты переговоры о графиках его передачи. На протяжении всего года по предприятиям, оказавшимся в безвыходной финансовой ситуации, принимались решения об использовании на текущие расходы до 50 процентов выручки.

В течение всего года, специалисты предприятий от имени Совета хозяйственных руководителей участвовали в работе Региональной энергетической комиссии по сдерживанию тарифов на энергоресурсы, грамотно и успешно доказывая свою правоту.

Был поставлен вопрос о направленности областного заказа. Создана рабочая группа по принятию стратегических решений по отдельным предприятиям.

Советом хозяйственных руководителей принималось решение «Об организации предвыборного движения в выборные органы власти». Выдвинуты кандидатуры из числа руководителей предприятий-членов совета.

В 1996-1997 годах разработана концепция развития Кировской области, которая предусматривала долголетнюю рассрочку и списание накопившихся на предприятиях взаимных долгов; освобождение товаропроизводителей от непроизводственных расходов и в первую очередь - от содержания жилья и соцкультбыта; выделение «длинных» кредитов для развития производства; снижение налогов на товаропроизводителя.

Эти же предложения направлялись Президенту РФ, в Государственную Думу. Правительство РФ.

В течение названного периода был составлен график передачи жилищного фонда муниципалитетам. Администрацией области неоднократно выделялись кредиты предприятиям, давались гарантии под бюджетные ссуды государства.

Был проведён межрегиональный семинар с руководителями предприятий по проблемам конверсии.

1998 год. Коллектив хозяйственных руководителей нашёл правильные пути взаимодействия с администрациями, и это выразилось в кредитовании предприятий машиностроения, лесной, деревообрабатывающей промышленности. Причём, налоговое кредитование предшествовало оживлению рынка сбыта, и именно эти предприятия оказались наиболее конкурентоспособными.

Второе своевременное действие – это грамотный подход к использованию реструктуризации задолженности.

1999 год. Новые подходы к работе промышленности требовали и новые направления работы СХР. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об общественных объединениях» Устав совета получил небольшую корректировку и был перерегистрирован в органах юстиции 29.06.99. как Устав «Региональной ассоциации общественных объединений «Совет хозяйственных руководителей Кировской области».

Основными функциями совета были определены:

- сотрудничество с администрациями всех уровней в разработке и организации планов и программ социально-экономического развития области, а также отдельных отраслей хозяйства по улучшению использования производственного и научно-производственного потенциала в интересах промышленников и предпринимателей, входящих в состав совета;

- представление и защита общих интересов и прав товаропроизводителей в государственных органах власти и местного самоуправления, в органах законодательной власти на местах, а также в профсоюзах на принципах социального партнёрства.

На общих собраниях совета в 1999 году были рассмотрены вопросы:

о государственной политике и направлениях деятельности в области государственного надзора, метрологии и сертификации продукции; о негосударственном пенсионном обеспечении; о проблемах, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятий области и путях их решения в свете таможенного законодательства; о состоянии дел по выполнению закона «О несостоятельности (банкротстве)» в Кировской области; об антимонопольной политике в Кировской области; о реструктуризации кредиторской задолженности; о результатах финансово-хозяйственной деятельности и др.

За 2000 год с помощью аналитического центра «Вяткка-Академаудит» произведена финансовая экспертиза 65 предприятий, в том числе заводов «Почвомаш», «Крин», Кировский МДК, Вахрушевское кожевенно-обувное предприятие, Слободское меховое ООО «Белка», ОАО «Метако».

В большинстве случаев даны рекомендации по антикризисному управлению.

Проводилась регулярная работа по анализу энергетических тарифов.

Проведёно заседание «круглого стола» с газетой «Кировская правда», учебными заведениями и руководителями предприятий «О состоянии подготовки рабочих кадров в области».

В работе трёхсторонней комиссии наибольшее внимание уделялось сокращению задолженности по заработной плате и передаче жилищного фонда муниципалитетам.

Совет хозяйственных руководителей активно включался в программу реструктуризации задолженности в бюджеты всех уровней.

2001 год. Участие в работе трёхсторонней комиссии в основном сводилось к задачам сокращения задолженности по заработной плате и передаче жилищного фонда и объектов соцкультбыта муниципалитетам.

Поставлена общая позиция в отношении работы депутатского корпуса области:

1.Предприятия-монополисты (энергетика, газоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение и водоотведение) не должны в течение года менять тарифы. В РЭК нет ни одного директора предприятия ни из Кирова, ни из области.

2. Необходимо проанализировать программу, разработанную правительством на 2002-2007 годы, на заседании Думы.

3. Вопрос о вступлении России в ВТО, а соответственно и подготовки к этому предприятий области заслушать на комитетах областной Думы.

4. В комитете по промышленности заслушивать вопросы с привлечением директоров, не являющихся депутатами.

5. Обратиться в Правительство РФ с вопросом о необходимости снижения таможенных пошлин на прогрессивное импортное оборудование.

6. Обсудить совместно с Советом хозяйственных руководителей на комитете по промышленности вопрос «О налоговой политике в области», в том числе применительно к предприятиям сезонного характера.

Депутатам Государственной Думы от Кировской области было предложено взвешенно подойти к вступлению России в ВТО и добиться принятия решения о стабилизации в течение года тарифов и цен на продукцию монополистов. А также выступить с инициативой уменьшения таможенных пошлин на импорт прогрессивного оборудования, Ввести льготное кредитование модернизации производства, освободить от налогов средства, идущие на инвестиции. Кроме того, разрешить относить полностью на себестоимость затраты на НИОКР.

Третье важное мероприятие, проводимое советом - борьба за выживание предприятий оборонного комплекса не столько за счёт заказов внутри страны, сколько за счёт экспортных поставок. И такое решение оказалось правильным.

На отчётном собрании было сказано, что если ранее упор делался только на подготовку кадров управленческого труда, то меры в 1999-2000 годах должны быть приняты по восстановлению подготовки кадров от мастера до директора, как станового хребта работающих предприятий.

Совет хозяйственных руководителей продолжал работу по сдерживанию тарифов на энергетику вместе с РЭК.

2002 год. Участие в работе трёхсторонней комиссии, где основными вопросами, которые ставил СХР, были: сокращение задолженности по заработной плате, повышение защищённости предприятий от банкротств, завершение передачи жилищного фонда и объектов социального назначения муниципалитетам.

Перед предприятиями ставилась задачи диверсификации производства, подготовки к работе в условиях ВТО, сокращения всех непроизводительных расходов. Особо обращалось внимание на экономию энергоресурсов, подготовку к созданию ОЭЗ. Приняли декларация-обращение к органам власти области, где говорилось:
Просить областное Законодательное Собрание утвердить типовой Договор директоров предприятий с собственниками.
Считать необходимым участие директорского корпуса в определении цен на продукцию естественных монополий с учётом уровня рентабельности и расходных статей.
Считать необходимым заключение договоров о деятельности предприятий и банков с администрациями.
Предусмотреть в договорах меры безопасности предприятий, бесперебойность в снабжении водой, энергетикой и транспортом.
Предусмотреть взаимные обязательства сторон в сложных и чрезвычайных ситуациях.
Предусмотреть схему предоставления площадок при строительстве жилья, включая производственную ипотеку.

Совет хозяйственных руководителей принимал активное участие в выборах в государственные и местные органы власти. В Законодательное Собрание области при поддержке совета было избрано более 20 руководителей ведущих предприятий области.

2003 год. Работа в рамках социального партнёрства предусматривала обязательства по выполнению коллективных договоров, поддержку предприятий, находящихся в предкризисном состоянии, подготовку предприятий к работе в условиях ВТО.

В течение года рассмотрены вопросы о реформировании МПС; о реформировании РАО ЕЭС, об основах технического регулирования в Российской Федерации; о состоянии банковской системы региона и её роли в развитии экономики области; об изменении отношения к подготовке в области кадров рабочих профессий; о пенсионной реформе; о подготовке предприятий к работе в зимних условиях; об экономическом развитии области в свете демографических изменений и переподготовке кадров.

2004год. Работа в области социального партнёрства в отчётном периоде была сосредоточена на выполнении обязательств работодателей перед рабочими и специалистами предприятий, в том числе на повышение заработной платы, выполнение обязанностей в части охраны труда, сохранения социальных льгот, в том числе ветеранам и подрастающему поколению.

В течение года рассмотрены вопросы:
- о ходе выполнения Федеральной целевой программы по уничтожению запасов химического оружия и участия в ней кировских предприятий в части изготовлении нестандартного оборудования для строящихся установок аннигиляции;
- о сборе, хранении и обороте отходов металлов в Кировской области;
- об охране труда в Кировской области по итогам работы за 2003 год;
- о совершенствовании работы с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства области (ЖКХ);
- об итогах работы Федеральной налоговой службы области за 2004 год и уровне налогов на 2004-2006 годы;
- об усилении роли средств массовой информации в освещении деятельности человека труда;
- об изменениях в системе обязательного медицинского страхования;
- о создании комиссии по корпоративной и деловой этике в Кировской области и принятие обращения Совета хозяйственных руководителей Кировской области к бизнес-сообществу, в котором были чётко изложены направления:
переход от благотворительности со стороны бизнеса к социальному инвестированию;
корпоративная социальная ответственность;
корпоративное отстаивание интересов.

Кроме того, был принят собранием и опубликован в СМИ меморандум «Бизнес и власть» с целью установления правил действий бизнеса и власти.

В соответствии с Законом РФ «О работодателях» от 27.11.02 № 156 ФЗ на базе региональной ассоциации общественных объединений в октябре месяце была создана некоммерческая организация объединение работодателей Кировской области «Совет хозяйственных руководителей», основанная на членстве работодателей – как юридических, так и физических лиц, расположенных на территории Кировской области, с сохранением действующей структуры управления и полномочий ранее избранных председателя, президиума и ревизионной комиссии. Новый Устав был зарегистрирован управлением МНС России по Кировской области 23 ноября 2004 года.

Основными стали несколько иные задачи. Главные из них:
формировать согласованную позицию работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
выступать с инициативой проведения коллективных переговоров, заключения и изменения соглашений;
вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;
поддерживать деловую активность, высокий социальный и правовой статус, престиж работодателей во всех секторах экономики;
содействовать в создании полноценных рыночных структур и механизмов, изменении отношений собственности, обеспечении свободы предпринимательства в соответствии с действующим законодательством;
оказывать активное содействие экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, установлению прямых связей между фирмами и предприятиями, деловыми кругами Российской Федерации.

2005 год. Рассмотрены вопросы:
- О создании системы эффективного управления землями;
- Об экологической и санитарной обстановке на предприятиях области и другие.

С участием губернатора проведён «круглый стол» по деятельности 40 наиболее значимых предприятий области. По итогам составлен и утверждён план работы.

Объединение работодателей провело практический семинар с руководителями предприятий на базе ОАО «Белохолуницкий машиностроительный завод» по вопросу «Управление предприятием в кризисных ситуациях».



В свете посланий Президента РФ Путина В.В. и Губернатора Кировской области Шаклеина Н.И. объединением работодателей были поставлены задачи

Первое: усилить действия по освоению новых видов продукции по новой программе развития оборонных отраслей и развития инфраструктур и социальной сферы страны.

Второе: усилить действия по внутриобластной кооперации, в том числе учитывая уникальные возможности завода «Авитек» и освободившиеся мощности завода «Сельмаш».

Третье: расширить участие кировских предприятий в переработке и использовании местных видов топлива.

На постоянном контроле должны находиться вопросы подготовки к вступлению в ВТО.

В течение 2000-2005 годов Советом хозяйственных руководителей проводилось по 5-7 общих собраний с охватом от 70 до 100 и более человек. Практически ежемесячно проводились президиумы Совета хозяйственных руководителей по актуальным для того времени вопросам.

Объединение работодателей принимает активное участие в организации выставок продукции предприятий Кировской области.

Кроме того, проведено 10 «круглых столов» со СМИ и руководителями предприятий и организаций по проблемам:
- сохранности государственной собственности;
- использования низкосортной древесины;
- подготовке кадров (дважды);
- градообразующих предприятий и моногородов (с участием глав администраций);
- работе предприятий лёгкой промышленности;
- о возможностях внутриобластной кооперации (с участием главных инженеров предприятий);
- о производственной ипотеке и др.

По вопросам совершенствования развития экономики области и отдельных отраслей хозяйства направлялись десятки писем с конкретными предложениями в администрацию Президента, в правительство России, Государственную Думу, РАО ЕЭС, Российский союз промышленников и предпринимателей, правительству области, в Законодательное Собрание области, депутатам Государственной Думы от Кировской области.

Многие из них находили положительное решение.

На сегодняшний день некоммерческую организацию – объединение работодателей Кировской области «Совет хозяйственных руководителей» представляют 139 руководителей предприятий и организаций в качестве юридических лиц и 10 человек в качестве физических лиц.

Это руководители промышленных предприятий, транспортных, строительных, научных, финансовых и торговых предприятий, организаций, оказывающих услуги. Кроме того, в объединение входят в качестве коллективных членов Лига предпринимателей, Кировское областное отделение лесопромышленников России, производственно-коммерческое предприятие «Кировлеспром», Союз кооператоров, Вятская торгово-промышленная палата, Советы директоров в Первомайском районе г. Кирова (председатель Ермошин С.П.), городах: Котельниче (Альгин А.А.) , Слободском (Дудин В.Н.), Кирово-Чепецке (Шестаков В.С.), районах: Омутнинском (Волосков А.Д.) Мурашинском (Чернышев З.Ф.), Советском (Гончаров Н.И.). Советы директоров созданы практически при всех администрациях области.

В ближайшие годы необходимо довести технический уровень продукции до конкурентоспособного на мировом уровне; модернизировать производство за счёт средств от продажи излишних помещений, единиц оборудования, земли; отказаться от производства устаревшей продукции, дающей только загрузку производства и сохранение рабочих мест; продавать акции предприятиям, умеющим перспективно перепрофилировать производство или обеспечить выпуск наиболее качественной продукции.

Необходимо создать грамотную систему проведения дивизиональных преобразований на предприятиях; провести объединение ряда родственных (однотехнологичных) цехов предприятий; осуществить перевод ряда предприятий на освободившиеся мощности на окраинах города с улучшением экологической обстановки в центре города.

Непременно загрузить предприятия, производящие массовую продукцию, комплектацией местных предприятий.

В области организации маркетинга предприятий разработать единый маркетинговый план, при котором все предприятия предлагали бы ассортимент продукции Кировской области и в случае реализации имели бы свой процент.

Создать единый Деловой центр на базе бывшей гостиницы «Интурист»

Установить правила работы с ОАО «Кировэнерго», с Кировскими коммунальными сетями хотя бы на несколько лет.

Создать собственные (областные) особые экономические зоны на базе машиностроительных и лесоперерабатывающих предприятий, но с обязательным инвестированием из иностранных государств.

Восстановить работу на полную мощность Кировского биохимзавода и при этом условии создать ОЭЗ области. Принять самое широкое участие в проектах правительства области по направлению средств в социальную сферу и инфраструктуру производств.

Председатель объединения работодателей Кировской области Е.Л. Хоменок

Rambler's Top100 Rambler's Top100